Кстати, я тут в очередной раз веселился, читая архивные документы по поводу работы товарища Кошкина (конструктора Т-34) над мегатанками.
Ну вы, наверное, в курсе, что Т-34 это фактически то, что должно было называться БТ-9 (А-32) с выкинутым колесным ходом. Там даже сохранилось характерное расположение задних колес, вызванное механизмами их привода:
Видите - три задних колеса (приводных) стоят вплотную друг к другу, а два передних (когда-то бывших поворотными) от них отодвинуты.
Да и вообще идея использовать катки большого диаметра (что автоматически приводит к их меньшему числу, большему провисанию гусеницы между катками и, соотвественно, сильному раскачиванию танка на неровностях) - идет именно от гусенично-колесной схемы Кристи. Позднее это было признано ошибкой, и от этой схемы отказались:
Главное преимущество Т-34 – в защите – было достигнуто благодаря использованию увеличенных (так называемых рациональных) углов наклона брони – до 60 градусов в лобовой и 45 градусов в боковой проекции. Но из-за склонения листов брони внутрь уменьшился забронированный объем корпуса и башни. В результате 26-тонный танк (выпуска 1940 года, в 1941 году потяжелел до 28 т) оказался тесным даже для четверых членов экипажа, а экипаж немецкого 20-тонного Pz-IVD включал пять человек!
В тесной башне тридцатьчетверки размещалось всего двое – заряжающий орудия и командир, исполнявший обязанности наводчика. В реальных условиях боя это отвлекало командира от исполнения главных обязанностей – управления собственным танком и подчиненным подразделением – взводом, ротой, батальоном. Установка на Т-34 мощной 76-мм пушки Ф-34 и габаритного дизельного двигателя также поглотила дополнительный объем боевого отделения.
Преимущество в защите Т-34 обеспечивалось и малым количеством эксплуатационных и рабочих люков – 5 против 12 у Pz-IVD. Каждый член экипажа немецкого танка имел свой собственный люк, в то время как в советском танке было всего два люка на четверых. Излишне говорить, что это означало в условиях боя.
Эти недостатки усугублялись низким качеством и конструктивными изъянами приборов наблюдения, остававшихся на уровне начала 1930-х годов. Все это Т-34 унаследовал от танков предшествующей серии БТ-5 и БТ-7. Этот малоизвестный факт противоречит распространенной в литературе точке зрения, согласно которой Т-34 задумывался как танк нового поколения. По сути, Т-34 возник как результат последовательной и глубокой модернизации БТ-7.
В итоге все преимущества Т-34 в защите и огневой мощи были «куплены» ценой колоссального отставания в эксплуатационных характеристиках, прежде всего в удобстве работы экипажа. Выбирая между защитой, огневой мощью и удобством, советские конструкторы в отличие от своих противников предпочли поступиться удобством.
«Тридцатьчетверка» была своего рода «народным танком», в ее концепции отразились ментальные установки не только инженеров, но и танкистов. Приборы наблюдения, связь, условия работы экипажа ни танкистами, ни конструкторами не рассматривались как сопоставимые по значимости с огневой мощью, защитой и подвижностью.
Еще одно, присущее Т-34, сочетание минусов и плюсов – приоритет простоты и дешевизны конструкции в ущерб качественным характеристикам конструкции в целом. Характерной чертой компоновки Т-34, также унаследованной от серии БТ, было расположение моторной и трансмиссионной установки в кормовой части машины. Немцы во всех своих танках использовали раздельную схему – двигатель в корме, трансмиссия впереди. Схема Т-34 имела свои преимущества. Главное – простота установки и обслуживания. Минусом была система приводов управления, идущая через весь танк от места механика-водителя к трансмиссии, что многократно увеличивало усилие на рычагах управления и существенно затрудняло переключение передач.
Точно так же примененная на советском танке индивидуальная пружинная система подвески с катками большого диаметра, будучи в сравнении с подвеской Pz-IV очень простой и дешевой в изготовлении, оказалась габаритной в размещении и жесткой в движении. Систему подвески Т-34 также унаследовал от танков серии БТ. Простая и технологичная в изготовлении, она из-за большого размера катков, а значит, малого количества опорных точек на гусеницу (пять вместо восьми у Pz-IV), и пружинной амортизации приводила к сильному раскачиванию машины в движении, что делало совершенно невозможной стрельбу с ходу. Кроме того, в сравнении с торсионной подвеской она занимала на 20% больший объем.
Оценивая в целом ментальную составляющую конструкции Т-34, можно сказать, что его превосходство в защите, подвижности и огневой мощи было достигнуто за счет удобства и эффективности. Прямым следствием этого стала парадоксальная ситуация начала войны, когда Т-34 из-за перегруженности командира и плохих приборов наблюдения, недостатков трансмиссии не мог реализовать свое абсолютное превосходство над танками противника.
Но смешно не это. Из чтения архивных доков и всяких служебок выяснилось, что товарищ Кошкин не только всячески саботировал работу над новыми танками - он собственноручно отрицал те самые технические решения, что приписывают ему в танке Т-34. Он утверждал, что гитары шестерен для привода бесперспективны, они не могут дать нужной надежности, и что вообще размещение КПП сзади вместе с двигателем это глупость. Он отказывался внедрять на танке противоснарядное бронирование и дизель. Он вообще старался как можно меньше чего-либо переделывать, и вместо новой перспективной машины пытался всунуть слегка модернизированный БТ-7.
Дело дошло до того, что из ГАБТ прислали своего конструктора, который должен был вести работу над узлами, которые Кошкин объявил "невозможными". Но и тут саботаж продолжался - человеку банально не давали работать, не выделяли приказанного количества конструкторов и чертежников (хотя люди были и практически маялись дурью), а тех, кого выделили - Кошкин всячески старался распропагандировать в том духе, что у них ничего не получится и что их потом всех посадят как вредителей.
Что характерно - все получилось. И только когда Кошкина собрались арестовать за вредительство - он засуетился, ударно сварганил на чужих решениях машину (поскольку в А-32 были проблемы с колесным ходом - он его просто выкинул, заварил передние катки наглухо и отчитался о "новом слове в танкостроении"). Ну и потом ему пришлось идти ва-банк и устраивать перегон нескольких наскоро построенных опытных образцов своим ходом через половину России в Москву, на испытания.
Что характерно - еще тогда ГАБТ требовал увеличить диаметр погона башни с тем, чтобы иметь запас под более мощную пушку и третьего члена экипажа в башне. Однако это потребовало бы переделывать корпус от БТ - и Кошкин успешно это требование саботировал. Так что с диаметром погона трахались уже во время войны, когда превращали Т34-76 в Т34-85.