http://svpressa.ru/accidents/article/12699/?f=1
Сергей Турченко, Василиса Войнова

Авиатрагедия лучшей пилотажной группы России в канун открытия МАКС-2009 вызвала в ВВС шоковую реакцию
Фоторепортаж16 августа после полудня из подмосковного Жуковского поступила тяжелая весть о катастрофе двух российских истребителей Су-27. Сведения были обрывочные и противоречивые. Поначалу в электронных СМИ прошло сообщение о гибели начальника 237 гвардейского центра показа авиационной техники, командира пилотажной группы «Русские витязи», заслуженного военного летчика России Игоря Ткаченко и соло-пилота «Русских витязей» Игоря Шпака, а также третьего пилота (один из истребителей являлся «спаркой»), имя которого не называлось. Потом сообщалось о том, что двое пилотов найдены, а третий пропал. Затем шла информация о нераскрывшемся парашюте у одного из пилотов при катапультировании.

Противоречивыми были и данные о местах падения столкнувшихся истребителей. Источник в правоохранительных органах региона сообщил, что один из самолетов рухнул в районе деревни Рыбаки Раменского района, а другой - в Калужской области. Потом выяснилось, что в Калужской области потерпел катастрофу спортивный Як-52, а обломки Су-27 рухнули в районе деревни Белозерье Щелковского района. Имеются жертвы среди местного населения.

Наш корреспондент попросил прояснить ситуацию помощника главкома ВВС России подполковника Владимира Дрика. Вот что он рассказал:

- 16 августа на территории Летно-исследовательского института имени М.Н. Громова в подмосковном Жуковском с самого утра проходила генеральная репетиция показательных полетов в рамках авиасалона МАКС-2009, открывающегося 18 августа. В небо поднимались гражданский самолет ОКБ "Сухой" - "Сухой Суперджет-100", истребители фирмы "Су" и "МиГ", пилотажные группы "Русские витязи" и "Стрижи", а также вертолеты различного класса. Во время этой репетиции произошло летное происшествие, в результате которого столкнулись два истребителя Су-27 из пилотажной группы «Русские витязи». Трое летчиков со столкнувшихся истребителей Су-27 катапультировались. Все они найдены. Их состояние удовлетворительное. Жертв и разрушений на земле нет. Главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Александр Зелин находится в Жуковском и лично разбирается в причинах аварии двух самолетов Су-27. Главком наблюдал за репетицией воздушного шоу в Жуковском. Он руководит работами по выяснению причин аварии. Для их расследования создана комиссия, состоящая из представителей Минобороны РФ и главного командования ВВС России. Со своей стороны военная прокуратура московского гарнизона проводит проверку по факту авиапроисшествия на авиасалоне "МАКС-2009".

Почетный президент авиасалона Магомет Толбоев сообщил нашему корреспонденту некоторые подробности происшествия.

«СП»: - Как произошло столкновение?

- В репетиции одновременно принимали участие «Русские витязи» и «Стрижи». Всего девять машин — пять истребителей Су-27 из группы «Русские витязи» и четыре истребителя МиГ-29 из пилотажной группы «Стрижи». После выполнения одного из элементов «Русские витязи» вышли из зоны для последующего перестроения. Над территорией Московского авиационно-космического салона продолжали пилотирование четыре истребителя МиГ-29 из группы «Стрижи». В это время и произошло столкновение двух истребителей Су-27 из группы «Русские витязи», осуществлявших перестроение над поймой Москвы-реки за пределами территории авиасалона. Это примерно выглядело так. Ведомый отстал от ведущего на огромной скорости и, равняясь, на расстоянии 1,5 - 2 метра от хвоста самолета к носу второго, по-видимому, в него врезался.

«СП»: - Что можно сказать о причинах летного происшествия?

- Пока комиссия не разберется, что-либо говорить преждевременно. Могу только сказать, что статистика катастроф свидетельствует о том, что подавляющее большинство из них происходит по вине так называемого человеческого фактора.

«СП»: - У «Русских витязей» достаточный тренировочный налет, чтобы пилотировать безаварийно?

- Среднегодовой налет летчиков пилотажной группы "Русские витязи", которые летают на самолетах Су-27, составляет 130-150 часов. Это в 1,5 раза выше, чем у летчиков строевых авиационных частей. Но во столько же раз ниже, чем, скажем, у американских летчиков.

«СП»: - Не повлияло ли на подготовку «Русских витязей» то, что аэродром в Кубинке, где они базируются и тренируются, продали бизнесмену Сулейману Керимову, который решил превратить его в аэропорт бизнес-авиации?

- К сожалению, такая опасность несколько месяцев нервировала пилотов. Их собирались вышвырнуть с аэродрома и перевести в Липецк. К счастью, это решение пока отложено на неопределенный срок. Премьер-министр России Владимир Путин лично подписал распоряжение, в соответствии с которым база ВВС в Кубинке остается в ведении Военно-воздушных сил России. Конечно, такие стрессы не способствуют хорошему самочувствию летчиков.

«СП»: - Как отразится летное происшествие на графике авиасалона МАКС-2009?

- Как бы ни были опечалены наши сердца, а дело будет продолжаться. В практике наших и зарубежных авиасалонов – не останавливать ход событий даже после самых тяжелых катастроф. МАКС 2009 пройдет по графику. Показательные выступления наших и зарубежных пилотов на авиасалоне пройдут в запланированном режиме. 16 августа вечером ожидается прилет пилотажных групп "Фречче триколори" (Италия) и "Патруль де Франс" (Франция).



--------------------------------------------------------------------------------


Между тем, на 17.00 16 августа полной ясности о последствиях катастрофы, похоже, нет, даже у официальных представителей Министерства обороны и ВВС. Идут сообщения то о гибели одного из летчиков, то о переломе у него позвоночника. Представитель МЧС свидетельствует о пожаре двух домов, произошедшем в результате падения самолета Су-27 в садовом товариществе рядом с населенным пунктом Белозериха. Пострадала женщина 50 лет, у нее ожоги 60 процентов тела. Также ожоги получила, по предварительным данным, семейная пара. На место происшествия выехал начальник главного управления МЧС РФ по Московской области Евгений Секирин.



--------------------------------------------------------------------------------


По последним данным, самолет командира пилотажной группы «Русские витязи» гвардии полковника Игоря Валентиновича Ткаченко упал в районе деревни Захариха. Пилот погиб. Два пилота истребителя-спарки Игорь Куриленко и Виталий Мельник катапультировались. В настоящее время они находятся в медучреждении.



--------------------------------------------------------------------------------


Из досье «СП»:

Су-27 — многоцелевой фронтовой истребитель, стоящий на вооружении с 1984 года. Он выпускается в вариантах истребителя для ВВС и перехватчика — для ПВО. Максимальная скорость — более 2500 километров в час, дальность полета — до 3900 километров. Боевая нагрузка — до 6 тонн. Су-27 межет нести до 10 ракет класса «воздух-воздух», кроме того на нем установлена интегрированная 30-миллиметровая пушка.

В брошюре, посвящённой сравнению маневренных возможностей Су-27 с тактическими самолётам НАТО сказано: Истребитель Су-27 обладает высокими маневренными свойствами и большой тяговооруженностью, что обеспечивает успешное ведение ближнего маневренного воздушного боя с тактическим истребителем F-15, преимущество над F-16 практически по всем показателям маневренности и полное маневренное превосходство над «Торнадо» Г-2. ... За счет умелого использования высоких маневренных свойств и огневых возможностей Су-27, а также творческого подхода командиров к выбору тактических приемов ближнего маневренного воздушного боя, имеются реальные возможности победы над F-15, F-16 и «Торнадо» Г-2.

О сравнительных боевых возможностях F-15 и Су-27 можно судить по итогам визита в США на авиабазу Ленгли в августе 1992 лётчиков Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС и ответного визита американских лётчиков в Липецк в сентябре того же года, а также на Авиабазу Саваслейка в 1996 году. Были организованы «совместные маневрирования» самолётов F-15D и Су-27УБ. По мнению российских лётчиков, F-15 уступает в маневренности на дозвуковых скоростях не только Су-27, но и МиГ-29.

Во время совместных американо-индийских учений в феврале 2003 года состоялось несколько тренировочных воздушных боёв. В учениях с индийской стороны участвовали самолёты российского и французского производства, семейств «Су», «МиГ» и «Мираж».

Во время манёвров в трёх из четырёх учебных воздушных боев индийским пилотам на Су-30МКИ (Су-30 модернизированный коммерческий индийский) удалось «победить» американцев. Бои проводились в условиях 12 индийских самолётов против 4 американских; по договорённости с индийцами американская сторона не использовала систему АВАКС и не симулировала ракеты большой дальности AIM-120.

Будучи озабоченным растущим количеством продаж российских истребителей Су-27 и Су-30 по всему миру, военное командование США приобрело у Украины два истребителя Су-27 российского производства. На них будут испытывать эффективность новых американских радаров и системы радиоэлектронного подавления.


Пилотажная группа ВВС России "Русские витязи" создана в апреле 1991 года, она базируется на аэродроме Кубинка. Летчики демонстрируют высший пилотаж на тяжелых истребителях Су-27. 12 декабря 1995 года три истребителя Су-27 пилотажной группы "Русские витязи" разбились во Вьетнаме при перелете из Малайзии в Россию. При этом четыре летчика погибли.


Известные аварии и происшествия Су-27


Высокие боевые качества самолета доказывает случай, происшедший 13 сентября 1987 года. Патрульный самолет норвежских ВВС Локхид Р-3В «Орион» производил наблюдение за группой советских кораблей в нейтральных водах Баренцева моря во время учений. Летчику находящегося неподалеку истребителя Су-27 была передана команда выполнить учебный перехват и воспрепятствовать сбросу буев в воду. Сблизившись с норвежским самолётом Су-27 занял позицию под «Орионом», заблокировав сброс буев. Экипаж «Ориона» стал гасить скорость. Но он не знал, что минимальная скорость СУ-27 меньше скорости сваливания «Ориона». Недооценив возможности Су-27, натовский разведчик потерял из поля зрения истребитель. В результате опасного маневрирования машины пришли в соприкосновение: истребитель задел радиопрозрачной законцовкой киля за лопасть вращающегося воздушного винта «Ориона», из-за чего произошло их разрушение, и обломки винта пробили фюзеляж Р-3В. «Орион», задымив одним мотором, отвалил в сторону берега. Су-27 благополучно совершил посадку на базовом аэродроме.

12 июня 1999 года, в день открытия 43-го авиационно-космического салона в Ле-Бурже в зоне показательных полётов произошла авария.

Во время показательных полётов многоцелевой истребитель Су-30МК с управляемым вектором тяги, пилотируемый Вячеславом Юрьевичем Аверьяновым (лётчик-испытатель КБ Сухого) и Владимиром Георгиевичем Шендриком (штурман), задел хвостовой частью землю.

Причиной аварии был человеческий фактор: пилоты выполняли манёвры на слишком малой высоте.

После касания хвостовой частью асфальта машина не рассыпалась, не взорвалась, не «клюнула» носом вниз, а продолжала подниматься, несмотря на то, что в одном из двигателей начался пожар — разорвались трубопроводы, по которым в систему отклонения вектора тяги двигателей подавалось топливо. Используя второй двигатель, который также начинал гореть, самолёт продолжал медленно набирать высоту до 50-60 м. Только после этого лётчики, убедившись что при падении самолёта никто на земле не пострадает, катапультировались.

По словам пилотов, самолёт до последнего момента слушался руля и вёл себя безукоризненно.

27 июля 2002 года во время показательных выступлений на аэродроме Скнилов (Львов) самолёт Су-27 упал на толпу зрителей. Оба украинских пилота, Владимир Топонарь и Юрий Егоров, катапультировались. По официальным данным погибло 77 человек (иногда называется другое число — 86 погибших). Государственной комиссией по расследованию установлено, что причиной трагедии стали ошибка экипажа самолёта в технике пилотирования при выполнении незапланированного элемента высшего пилотажа (нисходящий манёвр при большом весе топлива на борту), а также неудовлетворительная работа руководителей полётов, допустивших маневрирование вне отведённой зоны.

15 сентября 2005 года группа самолётов Шестой армии ВВС и ПВО завершала перелёт из Санкт-Петербурга на один из аэродромов Калининградской области. Во время полёта от пилота майора Валерия Троянова поступило сообщение о потере ориентировки. В 16:04 по московскому времени лётчик благополучно катапультировался, так как к этому моменту горючее в машине закончилось. Самолёт упал на территории Литвы, в 55 километрах от Каунаса. В результате падения жертв и разрушений не было.

Предположительно, причиной стал отказ навигационного оборудования, однако главком ВС Литвы генерал-майор Валдас Туткус заявил, что выводы литовской комиссии в полном объёме не станут достоянием общественности, так как «содержат около двадцати недостатков системы ПВО Литвы», вследствие чего на них лежит гриф «секретно».

20 марта 2008 года произошло серьезное авиационное происшествие с двухместным учебно-боевым истребителем Су-27УБ на аэродроме Дорохово в Тверской области. При выполнении полета в районе аэродрома на высоте более 11 тысяч метров отказало бортовое электропитание по постоянному току, вышла из строя связь и навигационное оборудование.[17] Благодаря тому, что электропитание по переменному току функционировало нормально, двигатели самолёта продолжали работать. Лётчики, проявив мужество и хладнокровие, решили не катапультироваться и попытаться посадить самолёт. При заходе на посадку не выпустилось шасси. Посадив самолёт на «брюхо» с минимальными повреждениями, они обеспечили сохранность самолёта.

Главнокомандующий Военно-воздушными силами России Александр Зелин представил лётчиков истребительного авиационного полка подполковников Романа Костенюка и Александра Сидорова к орденам Мужества за спасение самолёта.