1. двигатель холодный!!! (то есть его температура от 15 до 35 градусов цельсия. Если меньше или больше этого диапазона - надо корректировать значения зазоров)

2. снять клапанную крышку

3. взять: набор щупов (0.25мм или 0.3мм и 0.6мм брал я) гаечный накидной ключ на 11 (лучше головку на 11 и вороток - не трещетку - в форме буквы Т)

4. насколько я помню, клапана распологаются по след порядку с левой стороны авто: впуск-выпуск-впуск-выпуск-впуск-выпуск-впуск-выпуск (посмоти по коллекторам - на GLA видно) впуск-0.25, выпуск-0.6

5. гаечным ключом на 22 (если не ошибаюсь, а может и на 19) вращаешь коленвал за болт шкива в обычном направлении вращения двигателя, ставишь коленвал в положение МВТ первого цилиндра (метка на шкиве должна совпадать с меткой "0" на блоке - она cпереди авто)

6. проверяешь зазоры щупами у закрытых клапанов (то есть у тех, коромысла которых свободно болтаются взад-вперед). Мерить следует между стержнем клапана и коромыслом. Щуп должен входить в зазор с небольшим (совсем нежным) усилием.

ВИМАНИЕ: у старых моторов стержень клапана может выносить коромысло, создав в нем заметную выемку. В этом случае необходимо пронумеровать все коромысла, затем вынуть ось коромысел и прошлифовать рабочие поверхности коромысел (те, с которыми соприкасаются клапана) на наждачном камне. В идеале следует добиться поверхности с зеркальной чистотой и небольшой цилиндричностью (аналогичной той, что имеют новые коромысла). Затем собрать механизм, поставив коромысла в прежнем порядке согласно номерам. Опыт показывает, что отремонтированные таким образом коромысла служат долго и счастливо.

7. если щуп болтается - закручиваешь регулировочный болт, если не входит - откручиваешь.

ВНИМАНИЕ! в момент закручивания/откручивани регулировочного винта УБРАТЬ щуп из зазора

8. после выставления зазоров на открытых клапанах поворачиваешь коленвал на 180 градусов и выставляешь таким же образом оставшиеся клапана

9. потом поварачиваешь коленвал еще на 180 град и на всякий еще раз проверяешь зазоры (для 100% уверенности)

10. повторить п.9

11. ставишь клапанную клышку взад

всё!

Регулировка клапанов на моторах Ford HCS и Endura/Endura-E ничем не отличается от OHV, кроме величины зазоров:

у ОНV зазоры 0.2-0.25 впуск 0.6-0.7 выпуск
а у HCS и Endura зазоры 0.2-0.23 впуск 0.3-0.35 выпуск

Уменьшение зазоров на более новых моторах связано с более точным подбором материалов стебля выпускного клапана и штанги-толкателя (их термическое расширение точнее совпадает с термическим расширением блока цилиндров и головки блока).

Однако надо помнить, что клапана и штанги этих моторов взаимозаменяемы - поэтому нельзя поручиться, что на старом HCS или Endura не стоят клапана и штанги от OHV. В этом случае попытка выставить 0.3 мм на выпускном клапане приведет к его прогару и прогару седла клапана, и даже может вызвать зависание клапана и его соударение с поршнем.

В общем случае меньшие зазоры обеспечивают более тихую работу двигателя и чуть повышают его максимальную мощность, но ухудшают тепловой режим работы клапанов. Надо учитывать, что зазор меняется в зависимости от температуры блока цилиндров, клапанов и их толкателей, при этом разогрев клапана приводит к уменьшению зазора. Если в каком-то режиме работы зазор уменьшиться до нуля - клапан перестанет ложиться на седло (а именно через седло клапан отдает более 90% своего нагрева) - соответственно он еще сильнее разогреется и прогорит.

Поэтому я указал зазоры с разбросом - бОльшая величина соответствует двигателям, работающим в более напряженном тепловом режиме (в жарком климате и/или c большой нагрузкой).