Отличие скутерной моды, прежде всего, заключается в том, что она многогранна. В отличие от байкерской моды, в которой мало что изменилось после выхода почти 50 лет назад фильма "Бунтовщик без идеала" (Rebel Without a Cause, 1955, режиссер Николас Рей, в гл. роли - Джеймс Дин), и байкерской атрибутикой по-прежнему являются кожаные куртки, белые футболки и джинсы.

Впрочем, байкерский стиль и мода заслуживают особого внимания, и мы планируем подготовить серию статей на эту тему.

Скутерная мода более разнообразна. Скутеристы и сами скутеры очень сильно отличаются друг от друга и определяются индивидуальной фантазией каждого отдельно взятого человека. Более того, внутри так называемой "официальной" скутерной культуры существует очень много самых разнообразных течений и направлений, или субкультур.

В нашей статье мы будем говорить о международных понятиях скутерной культуры, а не о течениях, которые присущи именно России, поэтому некоторые понятия могут вызвать непонимание, так как у нас к ним выработалось совершенно другое, не всегда адекватное отношение.

Мы начнем с 1960-х годов, когда зарождались два основных течения - моды и скин-хеды.

Моды (Mods):

Моды - молодежное течение, изначально очень популярное в Лондоне, которое зародилось в 1963 году. Эта культура быстро распространялась, несмотря на относительную обособленность Великобритании. К 1965 году моды разделились на два лагеря - "петухов", которые испытывали страстную любовь к шмоткам, и "хард-модов", которые не испытывали сильного влечения к одежде. Тем не менее, оба лагеря модов были увлечены красивыми, стильными скутерами, сделанными в итальянской стилистике, и красивой одеждой, опять же, итальянского стиля. Моды ни в коем случае не рассматривали скутер только лишь, как средство передвижения, скорее, скуты были стилем жизни: владельцы тщательно следили за своими машинами, скутеры были в идеальном состоянии, их кастомизировали, устанавливая необычные фары, зеркала, хромированные части и мотоциклетные аксессуары.

Скин-хеды (Skinheads):

Культура скин-хедов возникла в Великобритании в 1969 году в результате смешения течения "хард-модов" и криминальных группировок темнокожих выходцев с Ямайки. В основе этой субкультуры лежал протест против ценностей, которые проповедовали хиппи. Мир скин-хедов включал в себя музыку ска и регги, а также знаменитые британские футбольные матчи. Скутеры не были ключевым фактором течения, каким они были, например, для модов, но очень большое количество скинов ездило на скутерах. В отличие от модов, скутер-скины не любили хромированные части и различные аксессуары. Они отдавали предпочтение практическим чертам и часто, напротив, старались снять со скутера все, что только можно, оставляя лишь раму и мотор.

Наиболее популярными течениями 1980-х годов стали Scooterboys, Scootergirls и Psychobilly.

Quadrophenia В течение 70-х годов скутеры не были связаны с определенными культурными течениями, хотя многие по-прежнему продолжали любить свои маленькие машины. Так было до конца 70-х, когда моды вновь возродили свою культуру, что совпало по времени с выходом культового фильма "Квадрофения" (Quadrophenia, 1979). В этот период скутерная культура переживает настоящий бум, но одновременно стиль модов сходит на нет. На смену ему приходят новые понятия, новые ценности и такие течения, как скутербойз (Scooterboys), сайкобилли и вновь входящее в моду течение скин-хедов.

Scooter Tattoo Scooter Tattoo

Скутерной культуре свойственны собственные стили татуировок, которые отличаются от байкерских. На этих фото - члены скутер-клуба First Kick из Сан-Франциско (главным образом, владельцы скутеров марки Vespa).


Scooterboys / Scootergirls:

Самым важным атрибутом течения "мальчики/девочки на скутерах" (Scooterboys / Scootergirls) были модели Vespa или Lambretta. В 80-е годы кастомайзинг скутеров проявляет себя наиболее экстремально. Владельцы скутеров наносят на свои машины кастомизированные окраски и рисунки, хромируют детали, делают гравировки. Самым ярким проявлением экстремизма были скутеры, кастомизированные под чопперы: владельцы обрезали панели обтекателя или снимали их вовсе, модернизировали двигатели и выдвигали вилку далеко вперед. При этом мода и одежда играли не столь важную роль. В моде были джинсовые куртки, кожаные жилеты и легкие куртки с клубными нашивками и логотипами различных ралли и мероприятий. Среди причесок доминировала короткая стрижка "площадка", популярная у обоих полов.

Сайкобилли (Psychobilly):

У движения "сайкобилли", напротив, был четкий кодекс одежды: сайкобилли носили кожаные куртки или бейсбольные куртки, простые рубашки, надетые поверх футболок с изображением таких музыкальных групп, как Meteors, Guana Batz и King Kurt. В моде были джинсы и ботинки DM ("Доктор Мартинс"), или стильные шузы других знаменитых марок. Отдельное место занимали прически: волосы различных цветов укладывались самыми причудливыми способами, и на то, чтобы ухаживать за подобной прической, требовалось много времени, особенно, если учесть, что поверх прически надевался мотоциклетный шлем.

Скин-хеды (Skinheads):

Тогда как в 80-х на скутерах ездило много панков, чьи волосы были выкрашены во все цвета радуги и уложены в ирокезы, очень многочисленное движение составляли скин-хеды. Большая часть скин-хедов следовала традициям, которые лежали в основе движения 60-х годов. Другая часть скин-хедов (течение получило название "boneheads", или "тупицы", "придурки") придерживалась более современных стилей и музыкальных направлений.



Скутерная мода сегодня

Интересно, но скутерная мода, стили и течения переживают очередной бум примерно каждые 20 лет. В новом веке в моду снова входят никогда не стареющие модели Vespa. Но теперь в Vespa пропал бунтарский дух, протест. Никому и в голову не приходит, что против чего-то могут протестовать Сара Джессика Паркер, Стивен Спилберг или Стинг, когда они разъезжают по городу на скутерах марки Vespa.


Отчасти, здесь срабатывает еще и "эффект Харлея", широко известный в Америке: когда транспортное средство стоит так дорого, что купить его могут позволить себе только пожилые зажиточные люди, которые стремятся вернуть свою молодость, это средство передвижения неизбежно утрачивает свою изначальную бунтарскую природу.

Несмотря на то, что скутеры сейчас весьма популярны, а музыка 60-х и 80-х переживает свое второе рождение, маловероятно, что сможет, в такой же степени, возродиться сама эпоха тех лет. Теперь, когда компания Piaggio прекратила выпуск модели Р200, а цены на классические модели Vespa и Lambretta достигли неоправданно высокого уровня, купить хороший скутер может только обеспеченный человек, который думает о том, как заработать еще больше денег, а не о том, какова его роль в жизни той или иной группировки. С другой стороны, не исключено, что на рынке появятся дешевые современные скутеры и новые музыкальные стили, которые позволят родиться новому стилистическому течению среди скутеристов.

В Японии, например, скутеры давно уже не ограничиваются марками Vespa и Lambretta, а на рынке огромное количество самых разнообразных конструкций скутеров, включая электрические модели, складные скутеры, "самокаты", моторизованные доски. Японские подростки ездят по улицам Токио на безумно разукрашенных скутерах, с приклеенными стикерами или даже мехом. Даже самый простой скутер превращается в модную машину, когда на нее устанавливают яркие колеса, фары и сигналы. И, когда скутерист едет на самом простом электрическом скутере с мощностью в 250 Вт, он не может отказаться от одного из самых важных атрибутов культуры - блестящего шлема, придающего значимость его владельцу и машине.