Небольшая энциклопедия по автоподшипникам

Основные поставщики подшипников на конвейеры автозаводов:

SKF - мировой лидер по производству подшипников
FAG - один из крупнейших в Германии производитель подшипников
NSK - 2 место в мире после SKF
NTN - 2-й по величине в Японии производитель №1 в США для автом.промышленности
Koyo - Входит в концерн Toyota, No. 3 в Японии.
INA - специализация - только игольчатые подшипники и ролики
Timken - американская фирма, № 1 в мире по дюймовым коническим подшипникам

Все компании имеют большое количество заводов по всему миру. NSK, NTN - японские производители, поставляют практически только на конвейеры, мало присутствуют на рынке запчастей. Могу от себя добавить, что SKF имеет долю более 50% всего рынка автомобильных подшипников в Европе.

Всего производителей подшипников немало, но до конвейеров допущены только лучшие. С остальными, как правило, работают фирмы рынка запчастей.

"Упаковщики" - фирмы, сами не производящие подшипников, а упаковывающие чужие в свои коробки:

EvRUVILLE - Крупный упаковщик, сотрудничающий как с лидерами, так и с аутсайдерами. К примеру- недавно продавалась большая партия румынских (хуже ГПЗ) подшипников. Но если, к примеру, никто кроме FAG и SKF не делает переднюю ступицу на AUDI 100, то естественно идет либо то, либо другое.

OPTIMAL - главный конкурент RUVILLE, общее качество ниже.

QH - Покупают у кого дешевле (обычно говнище китайское)

HK - принадлежит фирме FAG, поэтому сами понимаете.

CORTECO, COPARTS, NK - я не в курсе их кухни.

В ремкомплект ступичного подшипника обычно входят детали, требующие замены вместе с подшипниками. На сегодня оригинальные детали (те же, что идут и на конвейер) идут только в ремкомплектах SKF.

Политика поставки подшипников на конвееры у ЕвроФорда и Фольксвагена примерно одинакова, и она такая: на каждый узел (например, переднюю ступицу) выбирается несколько поставщиков (2-4), и между ними делится процент. (50%-30%-20% и т.п.). Каждый год или квартал могут менятся поставщики и их соотношение.

Соответственно когда подшипники идут в официальные запчасти как Motorcraft - это с большой вероятностью SKF, но не обязательно. Но в любом случае официальные наборчики Motorcraft - это качественные подшипники и комплектные к ним расходные части для замены (сальники, шплинты, отгибные шайбы, смазка). Минус этого варианта - цена обычно В РАЗЫ ВЫШЕ, чем такой же точно ремкомплект от SKF.


Кое-что о замене подшипников.

Задние тормоза барабанные (Ford Fiesta, Ford Escort)

Заменяются подшипники только парой (внешний + внутренний) и каждый обязательно полным комплектом (обе обоймы и сепаратор с роликами) - компоновать подшипник из частей от разных подшипников нельзя!!!

1. Ослабить болты на колесе, но не выкручивать.
2. Снять за буртик отверткой защитный колпачок (можно слегка постучать молоточком по отвертке)
3. Вывесить колесо и подставить под машину подпорку (чтобы с домкрата не рухнула)
4. Разогнуть и вынуть шплинт, снять фасонную фиксирующую шайбу.
5. Открутить большую гайку.
6. Просто сильно тянем за колесо на себя и покручиваем его. Тянем поочередно сверху, снизу, справа и слева и т.д. Минут через пять нечеловеческих усилий колесо должно сдаться и сняться вместе с барабаном. Но на сильно изношенном барабане 5 минут могут сильно затянуться... Если совсем ничего не выходит - попробуйте ослабить трос ручного тормоза, или вообще его отсоедините от рычага колодок (на Fiesta Mk1 это делается довольно удобно) и повторить процесс.
7. Откручиваем колесо от барабана. Осматриваем колодки, тормозной механизм и пр. Поднимаем с земли внешний убитый подшипник и удивляемся, как мы на таком ездили!
8. Переворачиваем барабан и снимаем внутренний сальник. Можно варварски, он уже все равно не понадобится (крайне советую менять сальник при замене подшипников и барабана). Можно аккуратно, все зависит от характера.
9. Вынимаем внешний подшипник.
10. Теперь необходимо вытереть смазку, чтобы лучше видеть обоймы подшипников для их выбивания.
11. Выбиваем обойму внешнего подшипника. С помощью выколотки (такой длинный стержень) наносим поочередно легкие удары, равномерно и аккуратно по кругу, чтобы обойму не перекосило.
12. Выбиваем обойму внутреннего подшипника. Аналогично как в п.11.
13. Чистим барабан от ржавчины, протираем и промываем все внутри бензином или уайтспиритом. Можно обычным стиральным порошоком - дает очищающий эффект ничуть не хуже, к тому же он гораздо лучше отмывает старую тормозную жидкость, да и не горит.
14. Если барабан НОВЫЙ - все равно протираем его внутри бензином или уайтспиритом. Еще я рекомендую новый барабан ПОКРАСИТЬ снаружи и частично (не затрагивая поверхность, по которой будут тормозить колодки) изнутри. Для окраски лучше использовать теплостойкую краску (например, "серебрянку" для глушителей). Крашенный барабан гораздо опрятнее выглядит и не сыплет ржавчину в колодки и механизмы тормозов.
15. Берем обойму от внешнего подшипника и обтачиваем ее на точиле так, чтобы она свободно садилась на свое прежнее место. Ее будем использовать как оправку.
16. Кладем барабан на газетку, моем руки (обязательно) и достаем новый подшипник. Берем обойму внешнего подшипника и запрессовываем ее на место легкими круговыми ударами молотка через оправку. Проверяем, плотно ли она села.
17. Повторяем п.16 для внутреннего подшипника. Его старую обойму можно не обтачивать, и так все получится.
18. Берем подшипники и набиваем их смазкой. Если есть в комплекте - хорошо, если нет - используем Castrol LMX ядовито-зеленого цвета. Смазку нужно проталкивать чистыми пальцами скрозь ролики, чтобы она выпирала через края, а подшипник покручивать. Подойдет и ЛИТОЛ-24. С пропихиванием и заталкиванием особо не увлекайтесь.
19. Обильно заполняем смазкой барабан внутри между подшипниками - но не слишком много. Результатом "усердия" могут быть выбитый сальник и засаленные колодки. Всего в ступицу барабана кладется примерно 2 чайных ложки смазки. А разойдется она там сама под действием центробежной силы и нагрева.
20. Вставляем внутренний подшипник, аккуратно заколачиваем новый сальник. Слегка смазываем манжетку сальника - чтобы меньше истиралась.
20б. Не забываем свести вместе колодки - это особенно важно, если ставится новый барабан. Иначе вы его просто не оденете.
21. Смазываем ось колеса (предваритель протерев), надеваем барабан на ось и вставляем внешний подшипник. Одеваем толстую шайбу с язычком внутри. Накручиваем чистую гайку и затягиваем. О способах затяжки - ниже.
22. Ставим корончатую шайбу, шплинтуем, заполняем чистый колпачок смазкой, надеваем. При одевании надо не повредить (не смять) колпачок, в этом случае в подшипник попадет вода и быстро выведет его из строя. Если вы не уверены в герметичности колпачка - сажайте его на силиконовой мастике (красная, термостойкая).

Имейте в виду: стоит подгадывать замену подшипников к замене барабана и тормозных колодок. А также быть готовым к ревизии механизма ручного тормоза и компенсации износа колодок - он у форда сильно ржавеет, и обычно к моменту замены барабана требует чистки и смазки.

Особенности регулировки подшипников задних ступиц

Регулировать зазор подшипников задних ступиц стоит поаккуратней: если неправильно установите (перетянете или не дотянете), гул и рассыпание гарантировано в течение ближайших нескольких тыщ км.

Затягивать в следующей последовательности:

1. Закрутить моментом около 10Нм (не больше - можете раздавить подшипник)
2. Отпустить до появления люфта.
3. Заворачивать гайку рукой приемами по 10-15 градусов, одновременно вращая саму ступицу
4. Проверять наличие люфта ступицы во всяком положении ступицы

Повторять пп 3 и 4 до того момента, чтобы люфт ступицы (барабана) еще ощущался - но был очень маленький, почти незаметный.

Люфт обязательно должен быть! Только тогда подшипники будут ходить долго и накат машины будет хороший. Затягивать подшипники "вглухую" (без люфта) нельзя - их может заклинить при разогреве барабана!

Зашплинтовав гайку, проверьте вращение барабана - он должен вращаться свободно, без заеданий, подшипники не должны "гыркать" и шуметь. До тех пор, пока регулировкой можно убрать люфт и подшипники не шумят, менять их смысла нет. Обычно подшипники ставят новые при замене изношенного барабана - все равно ведь их надо прессовать в новый барабан, так вот чтобы не делать лишнюю работу (выпрессовывать старые подшипники с неизвестно каким остаточным ресурсом из старого барабана), имеет смысл сразу купить новые и поставить их.

Ориентировочная цена на комплект подшипников для заднего барабана Ford Fiesta Mk1 от SKF - около 17$. В комплект от SKF входят два конических роликовых подшипника, сальник, шплинт и пакетик со смазкой.